Раса как политический фактор. Часть 3-я

Джон Уолтер Грегори
Лекция в Конвей Холле 15 aпpeля 1931г.

Часть III. Политика в области межрасовых отношений

Отношения между расами

Поскольку существуют три большие расы, главная проблема века – каким образом обеспечить такое их сосуществование, чтобы оно способствовало мировому прогрессу. Для нас с вами нет сомнений в том, что идеалом является их мирное и гармоничное сосуществование. Расы должны работать вместе ради достижения одинакового уровня жизни, сохраняя разное расовое наследие.

Следует различать условия, в которых живут расы, географически отдаленные друг от друга, и те, когда они являются близкими соседями и перемешиваются. Если эти расы примерно равны по силе и уровню культуры, особых трудностей не возникает, если не считать обычного национального соперничества. Если же в контакт вступают две расы, очень разные по уровню культуры и цивилизации, то более сильная и более передовая раса всегда стремится подчинить себе более слабую и руководить ею, часто, в конечном счете, ради ее же собственного блага.

Право на вмешательство

Даже при благотворном вмешательстве встает вопрос, допустимо ли вообще вмешательство в отношениях между расами и нациями. Партия миссионеров и филантропов, известная у нас как Эксетер Холл, стоит на точке зрения неотъемлемых прав человека и осуждает любое насильственное вмешательство одной нации во внутренние дела другой и господство одной расы над другой.

Эта крайняя точка зрения противоречит как этике, так и практическим инстинктам человечества. Если народ владеет обширными территориями и природными ресурсами, которые он не использует, получит право мешать использовать их другим, тем, кто в них районе нуждается, это будет противоречить справедливости и здравому смыслу. Такую политику осудил Христос в притче о «лукавом рабе», который зарыл свой талант в землю, в то время как его товарищ с выгодой использовал свой.

Если право на вмешательство оправдано тем, что оно не позволяет отсталой расе проводить, пусть и бессознательно, политику собаки на сене, то более чем обязательно гуманное обращение с более слабыми расами.

Статья 22 Устава Лиги Наций провозглашает как обдуманный приговор цивилизованного мира, что народы, которые еще не могут стоять на своих ногах в суровых условиях современного мира, должны быть взяты под опеку, которую следует поручить передовым нациям, действующим по мандату Лиги Наций. Этот принцип обеспечивает защиту отсталых народов, но не дает им права тиранить еще более слабые народы или держать у себя сырье, необходимое для прогресса человечества.

Отношения между смешанными расами гораздо сложней. Если представители разных рас перемешаны, возможны три политики:

  • 1) сохранение двух отдельных рас, связанных между собой территориально, – Г. Уэллс называет ее политикой различий в единстве,
  • 2) сегрегация, географическое разделение двух рас,
  • 3) слияние двух рас путем смешения.

Три политики

Сохранение различий в едином целом

Эта политика была наиболее убедительно обоснована лордом Лугардом в статье в «Эдинбург Ревью» за апрель 1921 года и в его книге «Двойной мандат в Британской Тропической Африке» (2-е изд., 1923, с. 87). Его тезисы цитировали с одобрением президент США Гардинг (26 октября 1921 г.) и генерал Смэтс: «Это правильная концепция взаимоотношений с цветными: пол­ ное единообразие идеалов, абсолютное равенство в области знания и культуры, равные возможности для тех. кто стремится к ним, и равное уважение к тем, кто их обрел, а в социальной и расовой сфере – разные пути, каждая раса следует своим наследственным традициям, сохраняя свою расовую чистоту и расовую гордость; равенство в духовной сфере, признанные различия в сфере физической и материальной».

Такая политика пропагандируется в последние годы в США как способ решения негритянской проблемы. Ее сторонником был Букер Вашингтон, негритянский просветитель и политик. Он советовал своим друзьям неграм отбросить мечты о социальном равенстве и обеспечить себе материальные преимущества, которых можно достичь благодаря лучшему образованию и организации своей собственной жизни. Он знаменит своим изречением: Белая и цветная расы должны быть едины в работе, как кулак, но в социальных отношениях разделены, как пальцы. Целью этой политики было обеспечение неграм политических прав в условиях, когда уровень жизни большинства из них был ниже, чем у белых.

Букер Вашингтон оказал огромные услуги негритянскому делу в Америке, но многие негритянские лидеры отвергали его политику, особенно д-р Р. Дюбуа, видя в ней отказ от справедливых требований негров. Несмотря на некоторое улучшение отношений между двумя расами в южных штатах, политика Букера Вашингтона в последние
годы перестала пользоваться популярностью. Профессор Рейтер говорит о ее «настоящем крахе» и о «заметном упадке ее относительного значения во взглядах негров на расовую проблему» после смерти Букера Вашингтона.

Многие американские авторы, которые пишут о социальном прогрессе, отмечают, что негритянская проблема остается нерешенной. Недавние случаи линчевания негров свидетельствуют о том, что вызванные некоторым ее смягчением в первые послевоенные годы надежды на ее полное исчезновение были преждевременными.

Возможность того, что разные расы могут тысячелетиями жить бок о бок в рамках одного народа, отстаивается, главным образом, теми, кто рассматривает индийские касты как расовые по происхождению, как сэр Герберт Ризли, который заявляет, что социальное положение человека в Индии тем выше, чем меньше ширина его носа. «Традиционалисты» считают, что кастовая система была придумана индусскими брахманами. В последние годы эта точка зрения уступает место другой, согласно которой задача касты – не только расовое выживание. Э. Сенар возводит касты к социальным и семейным делениям среди ариев, вторгшихся в Индию. Возможно, влияние оказали и смешанные браки с аборигенами, но в основе лежала древняя арийская племенная организация. «Касты, – говорит он, – это, по моему мнению, нормальное продолжение древних арийских учреждений, обретших новую форму с учётом изменения условий и среды, с которыми они столкнулись в Индии».

Каково бы ни было их происхождение в Индии, в западных странах мало шансов на создание достаточно замкнутых каст и эффективное разделение двух живущих вперемешку рас.

Другой аргумент в пользу возможного выживания двух таких рас опирается на пример евреев. Но это плохая опора, так как евреи сохраняли свои физические особенности только в условиях изоляции в гетто. Теперь общепризнанно, что еврейской расы в физическом смысле слова нет. Евреи это религиозная национальность, а не раса. Стремление наиболее просвещенных еврейских мыслителей нового времени, таких как Израиль Зангвилль, к созданию еврейского государства вызвано осознанием ими того факта, что с разрушением системы гетто евреи могут в течение одного века утратить свою индивидуальность и национальность.

Многие авторитетные ученые говорят, что постоянный успех политики союза рас при сохранении их различия невозможен. Брайс в своих ранних выступлениях на эту тему рассматривал вопрос о выживании двух рас, живущих в контакте, без их слияния, но он думал, что подобная ситуация вызовет такие трения, что ее следует по возможности
избегать. Он говорил, что «за постоянным взаимоналожением двух рас всегда следует либо исчезновение более слабой, либо их смешение». В своей лекции «расовое чувство как фактор истории» (1915) он повторил свой тезис: «Все указывает на сокращение числа народов и языков. Более слабые исчезнут, некоторые – вследствие истребления. .. Когда два народа живут вместе на одной территории, более сильный тип ассимилирует и поглощает более слабый». Позже он добавил: «Когда расы живут вместе на одной территории или в близком соседстве, более многочисленный или более сильный по иной причине элемент в конечном счете поглощает более слабый».

Одна из трудностей сохранения различий в едином целом зто появление класса «белых бедняков», неизбежное при конкуренции белых и черных на рынке труда, потому что нормальной работы для менее выносливых белых не находится. Черную работу обычно делают черные, а белым беднякам остается лишь такая работа, как уборка мусора, столь неприятная и низ· ко оплачиваемая, что даже черные ею брезгуют. Белые в этих условиях живут в такой бедности, что не могут дать образование своим детям. Они вступают в браки с черными и возникает смешанный клан, который по мере все большего смешения стирает различия между двумя расами.

Структура

Единственный шанс на выживание для чужеродного расового меньшинства, как уверяют многие авторитеты, эта сегрегация путем сосредоточения в резервациях типа гетто или географической изоляции. Сегрегация, чтобы быть эффективной, не должна быть абсолютным обособлением. Они до сих пор сохраняются в ряде южных штатов США, где негры сосредоточены в особых зонах. Так в округах ссеквена и Тюника в штате Миссисипи негры составляли согласно переписи 1920 года 0,7 и 89% соответственно. Во всем штате Миссисипи их 52,2%, в Южной Каролине – 1,4%.

расовая сегрегация в сша

Пример эффективной сегрегации – Басутоленд в Южной Африке.
Ни один европеец не может туда попасть без официального разрешения. Было бы хорошо, если бы какие,нибудь зоны в Южно·Африканском доминионе были заселены только белыми и их немного численной негритянской прислугой. Сегрегация в этих зонах не должна быть столь строгой, как в Басутоленде. Достаточно в трудовом законодательстве закрепить определенное число рабочих мест за белыми, чтобы обеспечить всем классам белых работу с зарплатой, позволяющей сохранить европейский уровень жизни. Подобным же образом должно быть регламентировано число рабочих мест для черных и цветных.

Эту политику сегрегации многие считают единственным способом сохранения для белых рабочих в Южной Африке соответствующего числа рабочих мест. 3а последние 40 лет там наблюдается постепенное проникновение негров на рабочие места, которые раньше были монополией белых. Когда я впервые побывал в Капской колонии в 1893 году, все кузнецы, каких я видел, были европейцами, а в 1905 году я уже нашел на этих местах одних туземцев. Многих белых вытесняют с квалифицированных работ и вынуждают пробавляться случайными заработками.

Смешение

Если сохранение различий при сосуществовании связано с трениями и устойчивый успех такой политики невозможен, а сегрегация неприемлема, наиболее вероятный результат сосуществования – поглощение одной расы другой, более многочисленной. Пословица «Бог создал белых людей и черных людей, а мулатов создал Дьявол» выражает широко распространенное предубеждение против межрасовых браков. Слово «гибрид», согласно «Этимологическому словарю» Скита (1882), происходит от греческого слова, означающего «оскорбление, произвол, насилие». Но это предубеждение не является всеобщим. Оно сильно у тевтонских народов, но слабее у французов и итальянцев. В Индии на этой точке зрения твердо стоят такие властелины общественного мнения, как Ганди и Рабиндранат Тагор. В США это предубеждение настолько сильно, что во многих штатах браки между неграми и белыми запрещены. Виргинский «Акт о сохранении расовой целостности» 1924 года требует избегать браков между белыми и теми, у кого есть хоть капля негритянской крови.