Раса как политический фактор. Часть 2-я

Джон Уолтер Грегори Лекция в Конвей Холле 15 aпpeля 1931г.

Часть II. Три главные расы

Термин "раса"

В споре этих соперничающих школ путаница возникает из-за от­ сутствия точного определения понятия «раса». Оно имеет два разных значения и две линии происхождения.

В спорте оно обозначает скорость и в этом значении, как и применительно к скорости потока воды оно – тевтонского происхождения. Как обозначение групп животных и растений оно основано на испанском слове «раса», которое выводят от арабского «рас» – «глава», но профессор Энтвистл сказал мне, что он оспаривает эту этимологию.

Диапазон применения термина «раса». К группам живых организмов видоизменяется до бесконечности. Это может быть небольшая группа, например, кони одного завода, или большое число особей, когда речь идет о подразделении вида.

В среде людей расой могут называть одно семейство или династию, например, «породу Бурбонов»; клан или племя или часть нации, как профессор Девенпорт, который относит голубоглазых и темноволосых шотландцев к разным расам; или нацию или более чем нацию, как профессор Мак-Брайд, который делит европейцев на три расы; или одно из первичных де­ лений человечества. Можно использовать это слово и применительно ко всему человечеству, как Неннисон, который говорил об «общей утрате для расы».

Три главныe расы

Значение, которое все больше укрепляется, это одно из первичных делений человечества. Их обычно насчитывают три: кавказскую, монгольскую и негритянскую расы.

Профессор Эллиот Смит делит человечество на пять рас: монгольскую, негритянскую, кавказскую (с четырьмя подразделениями: светловолосые европейцы, темно пигментированные южные европейцы, семиты и хамиты), расу круглоголовых альпийских европейцев и австралийскую расу.

Сэр Артур Кейт в своем докладе на антропологической секции Британской ассоциации в 1919 году на тему «Дифференциация человечества на расовые типы» признал «большими расовыми стволами современности белый, черный и желтый, а «тремя главными типами человечества негров, монголов и кавказцев или европейцев». В своей последней работе «Этнос» он насчитывает четыре первичных группы, отделив коричневых людей от темных европейцев.

Кавказцы включают в себя большинство народов Европы, Северной Африки и Юго-Западной Азии, в том числе светлокожих и голубоглазых тевтонов, темно пигментированных итальянцев и испанцев, семитов Юго-Западной Азии и хамитов Северной Африки. Поскольку типичные кавказцы с Кавказа светлые, кавказской первоначально обычно называли только белую расу и включали в нее только светлых европейцев и их потомков. Евреев и некоторых их сородичей включали тоже, но не более темные, смешанные народы Северной Африки и Юго-Западной Азии.

Цвет может изменяться и как расовый признак он ненадежен. Пигментация кавказцев становится более темной под солнцем, и светлые волосы сохраняются только вне тропических зон. Цвет кожи негров варьирует от черного до коричневого или шоколадного. То, что этот цвет у всех рас зависит только от климата, опровергается тем фактом, что у американских монголоидов один и тот же цвет кожи сохраняется по всей Америке, от Аргентины, минуя тропики, и до Канады. Как отмечают Флауэр и Лайдеккер, в данном случае «цвет кожи, несмотря на огромные различия климатических условий, в которых живут многие члены данной группы, изменяется лишь немного». Цвет кожи зависит от различных пигментов. Болезнь надпочечных желез вызывает отложение пигмента, которое делает кожу белого кавказца темно-коричневой. Проказа делает кожу негра белой. Альбиносы животных с темной шкурой белые, а многие животные со светлой шкурой становятся черными вследствие меланизма. Вариации в рамках одного вида, от белого до черного цвета, можно видеть на примере кроликов. Пигментация первобытного человека, несомненно, была темной; возможно, изменение пищи и климата привело к изменению работы надпочечных желез внутренней секреции и к приостановке отложения пигмента. Этой биохимической реакцией объясняется бледная кожа европейцев. Изменение цвета произошло после отделения кавказской ветви от негритянской и монгольской.

Обратный ход этого процесс а мог привести к повторному развитию пигментации у темных и даже чернокожих дравидов Южной Индии. Но это могло быть и результатом примеси негритянской крови, о чем свидетельствует ширина носа.

Цвет, хотя он не является критерием первичных рас, можно использовать для их подразделения. Гексли делил кавказцев на белых кавказцев Северо·ЗападноЙ Европы (ксантохрои) и темных кавказцев (меланохрои), к числу которых он относил южно-европейских брюнетов, берберов, мавров, арабов, древних египтян и прочих хамитов, большинство народов Индии, австралийских аборигенов и ряд самых черных из известных племен, таких как сомалийцы и некоторые суданцы.

Есть глубоко укоренившееся предубеждение против названия одной из трех первичных рас «кавказской», так как типичные кавказцы светлые, и некоторые авторитеты стесняются включать черных сомалийцев и суданцев в то же подразделение человечества, что и шведов и грузин.

Применение термина «кавказский» К ряду темных типов представляется, однако, не более неподходящим, чем включение американских индейцев и малайцев в монгольскую расу, и не более нелепым, чем включение меланезийцев и бушменов в негритянскую расу. Сэр Артур Кейт в своей последней книге «Этнос» сожалеет, что Гексли злоупотреблял термином «кавказский».

Несомненно, термин «кавказский» порождает путаницу, поскольку народ верит, что он обозначает белого человека. Поэтому термины, основанные на форме волос, следует использовать в дополнение к более популярным названиям. Самые заметные физические различия между расами основаны на форме волос. У монголов они круглые в поперечном сечении, гладкие, свободно свисают, как веревки, и не завиваются в одном направлении. Люди с гладкими волосами известны как лейотрихи. Волосы негров уплощены в поперечном сечении, завиваются и становятся шерстистыми; крайний вариант – завитки в форме перечных зерен, как у бушменов. Отсюда название негритянской расы – «улотрихи», шерстистоволосые. Волосы кавказцев – промежуточной формы, в поперечном сечении они овальные; это раса с волнистыми волосами (кимотрихи).

Это различие по форме волос ввел Прунер Вей в 1864 году. Его следует применять с рядом оговорок и только к нормально развитым волосам. Встречаются неправильные формы волос, с вариациями, но, согласно Прунер Вею, крайние вариации «встречаются на одной голове только при смешении кровей».

Класисификационная ценность расы. Род человеческий: одни или несколько видов?

Что касается классификационной ценности различий между тремя названными расами, то здесь разногласия доходят до предела.

«Сына Адама – члены одного тела, так как их создала одна природа», – писал персидский поэт Саади, и это мнение разделяет подавляющее большинство ученых. Раньше многие антропологи считали расы разными видами и называли три из них «Ното cancasicus», «Ното mongolicus» и «Ното elhiopicus». Самые крайние полигенисты, считали, что трех видов мало, и Дарвин цитирует одного из них, который довел

их число до 63. На первый взгляд кажется абсурдным отнесение негров и норвежцев к одному виду, а воробья и завирушки – к разным видам. Многие признанные виды выделены на основании менее заметных физических признаков, чем три типа человеческих волос. Но, несмотря на физические различия, тот факт, что все люди могут смешиваться и производить плодовитое потомство, считается доказательством того, что все они принадлежат к одному виду. Часто утверждали, будто не· которые человеческие гибриды через несколько поколений становятся бесплодными; но все согласны в том, что в отличие от лошади и осла, гибрид которых, мул, бесплоден, все человеческие гибриды плодовиты, как и представители чистых линий. Дарвин, после очень серьезного рассмотрения этого вопроса, пришел к выводу, что всех людей следует включить в один вид. Первичные деления, как он думал, можно «по праву» называть подвидами, но, вероятно «в силу долгой привычки» их продолжают называть «расами».

Специфическое единство человечества было еще раз признано высокими авторитетами на l-м Всемирном расовом конгрессе (Лондон, 1911). Ф. фон Лушан из Берлина сделал вывод, что, несмотря на все свидетельства противоположного, мы вынуждены признать «реальное единство человеческогорода», а Ратцель сказал: «Есть лишь один вид – человек; вариации многочисленны, но не глубоки».

Национальность и раса

Национальность не, связана с расой, если понимать под этим первичные деления человечества. Сегодня у нас нет необходимости пытаться дать более четкое определение расплывчатого термина «нация».

Израиль 3ангвилль изложил и отбросил многие определения в своей лекции «Принцип национальности» в 1917 году. На одном этапе своих исследований он думал, что ему удалось достичь цели, объявив сущностью нации чувство национального долга, но это определение оказалось не лучше остальных. «Национальность, – заключил 3ангвилль, – как мы видим теперь, это состояние ума, соответствующее политическому факту». Нация это, как правило, политический союз, который может быть основан на физическом сходстве благодаря общему происхождению, на экономическом или религиозном фундаменте, на общности языка, как Китай и Франция, или для защиты от военной или экономической агрессии или благодаря проживанию в одном географическом ареале. Расовое чувство может быть мощным элементом единства нации, но нация может быть сугубо политическим союзом и объяснять, как США, представителей всех трех первичных рас. И наоборот, каждая раса разделена на множество национальностей.

То постоянство, с которым умственные различия в рамках наций пересекают границы между их физическими элементами, еще один аргумент в пользу единства человека. Разные расы в рамках одной национальной группы могут интеллектуально иметь больше общего между собой, чем с представителями той же расы. Венгры и финны, будучи монголоидами по происхождению, европеизировались в своем мышлении, и у них больше общего с европейскими кавказцами, чем с восточными монголоидами, а многие азиатские кавказцы по своему мышлению ближе к монголоидам, чем к тевтонам. Так что границы психологических и политических группировок не совпадают с границами рас.

Сэр Артур Кейт распространяет этот принцип на меньшие группы, когда он утверждает, что каждая нация это раса в начальной стадии развития («Этнос», стр. 87-88). Но, хотя он видит в национальностях источник конфликтов и опасностей и считает озможным исчезновение рас в результате всеобщего смешения, его идеал – мир как плод заимопонимания, а не уничтожения рас.

Национальные объединения показывают, что воздействие воспитания и среды позволяет превозмочь умственные различия трех первичных рас. Но этот факт не означает, что этих умственных различий не существует. Он показывает, что нет абсолютного разделения расовых типов по культуре и нерушимых границ между высшими и низшими типами. В интеллектуальном плане три расы накладываются друг на друга, и о различиях между ними следует судить путем сравнения средних величин.

Умственные особенности трех главных рас

Широко распространенное мнение о превосходстве белого человека над цветными расами основано, если говорить о хамитах, на проклятье Ноя (Бытие, IX, 25): «Да будет проклят Ханаан, да будет слугою слуг он у братьев своих». Это превосходство снова утверждается в новейшее время нордической школой. Ее основатель, граф де Гобино, утверждал, что белые – высшая раса по энергии, уму, практичности, смелости, стойкости, любви к порядку, изобретательности, идеализму и т. д. Гоц переводит его слова так: «Если негр может только подражать, а китаец только до некоторой степени использовать практические достижения белых, то белая раса непрерывно добавляет к прежним новые достижения». Это утверждение об отсутствии оригинальности у китайцев смехотворно, если учесть, что многие изобретения были сделаны в Китае гораздо раньше, чем в Европе.

Умственное превосходство белых над неграми доказывается в последние годы с помощью различных тестов и сравнения мыслительных способностей двух рас. Большой разрыв был обнаружен в ходе тестов, проведенных в американской армии во время мировой войны, которые, как утверждают, показали, что средний негр из южных штатов равен по уму среднему 9-летнему белому ребенку и что интеллектуальные способности негров составляют от половины до трех четвертей таких же способностей белых. Некоторые авторитетные ученые оспаривают эти тесты, например, Э. Б. Рейтер, профессор социологии университета штата Айова. Он утверждает, что «все ученые принимают теперь как предварительную, но хорошо обоснованную рабочую гипотезу ту точку зрения, что различные расы и народы мира по сути своей равны по умственным способностям и способности к цивилизации». Количественные различия, как он считает, не имеют большого научного значения и не таковы по характеру, чтобы иметь политическое значение.

Монкьюр Конвей одним из первых в Америке выступил против мнения о неграх как о низшей расе. Он заявил в своей речи против рабства, что негры в ряде отношений оказываются выше своих хозяев, когда устраняется внешнее давление закона и силы и они могут померяться на равных со своими хозяевами. Они стали господствующей расой в Вест-Индии, они превзошли белого человека на Гаити, и по единодушному мнению наших солдат, которые сейчас (сказано в 1862 году) воюют на Юге, негры – высшая раса в этой части Америки. Из восьми миллионов белых в рабовладельческих штатах шесть это белое отребье» и никто из тех, кто видел их, не может сравнить их с тамошними черными работниками».

С другой стороны, ряд людей, симпатизирующих неграм, все же считают, что они умственно ниже. Так профессор Ройс рассматривает негров как людей отсталых по своему умственному складу и, пусть нордическая школа и преувеличивает, есть достаточные основания для того, чтобы прийти к выводу, что негры менее эффективно, чем европейцы, проявляют качества, необходимые для обеспечения успеха в современной жизни. Следует добавить, что ни одна из трех больших рас не имеет монополии наиважнейшие атрибуты умственной деятельности, ни одна из них не обладает общим превосходством.

Европейцы, включая их потомков в Америке, выше всех по своей гениальной способности к широком ас штабному сотрудничеству.

Возможно, они не более изобретательны, чем китайцы, которые ис­пользовали магниты, печать, порох и широком ас штабную ирригацию задолго до того, как они стали известны в Европе. Но европейцы не имеют себе равных в отношении здравого смысла и умения использовать свои изобретения на практике и развивать их.

Современная промышленность возникла благодаря инстинкту сотрудничества. Все великие орудия прогресса, такие как паровые машины, электроэнергия, двигатели внутреннего сгорания и металлургия требовали сотрудничества специалистов многих отраслей науки, крупных организаторов промышленности и деловых людей. Это сотрудничество полчищ специалистов – характерная европейская черта. Ганди, человек про­ницательного и тонкого ума, называет основными чертами британцев «находчивость, энергичность и инициативу и добавляет: «Это именно те качества, которые необходимы, чтобы помочь Индии очнуться от летаргии, в которую она погружена».

Монголоиды – искусные ремесленники, великие организаторы и философы. Они создали буддизм и конфуцианство, и, может быть, благодаря влиянию монголоидов, остальные четыре великие религии – иудаизм, христианство, ислам и индуизм – азиатские по происхождению. Многие из наших искусств и ремесел ведут свое начало из Азии или из Египта, страны, географически относящейся к Африке, но азиатской по культуре. Монголоиды были великими пионерами широкомасштабной ирригации и создали цивилизацию, которая позволяет очень большому количеству людей жить на одном квадратном километре, самую стабильную в мире.

Негры особенно одарены в области искусства и музыки, и Гобино приписывал им зарождение художественного чувства. Негры привлекательны как люди, благодаря своей доброте, привязчивости и прекрасному чувству юмора, одного из источников их живучести. Это о них сказано: «Бог послал язычникам множество бед, но и глубокое чувство довольства». Негры, может быть, частично из-за отсутствия личных амбиций, находят удовольствие в терпеливом тяжелом труде. «Работать как нигер» – эта поговорка свидетельствует об их достоинствах как трудящихся. Учитывая их заслуги, Конвей заявил американцам, что «негры должны исполнить важную миссию в человеческом обществе». Эта раса, сказал он, «принесла из отдаленного прошлого, с жаркого Востока священный поток жизненный силы, единственный сейчас на Земле, который призван влиться в реку человечества и без которого люди в Новом Свете никогда не выполнят предначертания Верховного Художника».

Если, как полагают некоторые ученые, негры первыми начали обрабатывать железо, значит, мир обязан им материальной основой промышленной цивилизации. Однако их сильный индивидуализм помешал им достичь высочайших успехов. Их древние наскальные рисунки в Южной Африке отличаются высокой художественностью, но из их среды никогда не вышел художник или поэт первого ранга, ни один великий правитель или политический организатор. Африканские туземные монархии не негритянские. Абиссиния и Уганда, например, обязаны своим успехом семитским или хамитским захватчикам.