Фундаментальная расология Вальтера Шейдта

Замечательный немецкий ученый Вальтер Шейдт принадлежит к числу самых крупных и талантливых антропологов, расовых теоретиков, а также универсальных разработчиков целого комплекса наук о человеке в ХХ веке. Именно благодаря усилиям таких личностей как он, само направление расовая теория (rassenkunde), приобрело статус университетской дисциплины.

Вальтер Шейдт, Walter Scheidt, родился 27 июля 1895 года в деревушке Аллгау. Окончив Университет в Гамбурге, он в 1933 году организовал при нем первый в мире Институт изучения рас и культуробиологии. Институт был основан на базе кафедры, которую до этого возглавлял философ Эрнст Кассирер, эмигрировавший из Германии с приходом к власти национал-социалистов. И хотя Вальтер Шейдт формально руководил высшим учебным заведением, содействовавшим развитию идеологической базы Третьего Рейха, он, тем не менее, в течение всей своей карьеры соблюдал академическую беспристрастность, никогда не был членом НСДАП, оберегал свое учебное заведение от участия в необдуманных идеологических авантюрах режима, а в его печатных изданиях позволял высказывать самые полярно противоположные мнения о природе происхождения рас, обеспечивая этим научный плюрализм мнений. Шейдт участвовал во множестве международных антропологических съездов, вел научные программы, руководил многими профильными изданиями, например, такими авторитетными, как журнал «Volk und Rasse».

Его дипломатические усилия мудрого академического ученого не пропали даром и за ним был сохранен пост директора основанного им института, который в 1945 году для большей политической корректности был переименован в Институт Антропологии, не попав под процедуру денацификации. И когда другие ученые были вынуждены тратить несколько лет, оправдываясь за связь с режимом, Вальтер Шейдт продолжал успешно руководить институтом, вплоть до выхода на пенсию в 1964 году. Он скончался 9 июня 1976 года в своем родовом гнезде – деревушке Аллгау.

Его жизнь, не богатая биографическими фактами, интересующими преимущественно историков науки, тем не менее, весьма поучительна, так как показывает ценность подлинного ученого и всю эффективность его кропотливого творческого труда в контексте общего развития человеческого общества.

Список основных печатных трудов Шейдта весьма внушителен: «Введение в естественнонаучное семьеведение (Антропология семьи)» (1923); «Всеобщая расология» (1925); «Введение в общую расологию» (1928); «Жизненная сила культуры» (1929); «Соотношение рас в Северной Европе» (1930); «Общая культурология» (1931); «Жизненная история культуротворящих народов. Введение в общую расовую биологию и культуробиологию» (1934); «Носители культуры» (1934); «Биологическая психология. Психомеханика» (1934); «Пастбищное скотоводство в предгорьях Альп. К обоснованию жизнеобеспечения немецкого народа» (1934); «Лекции по культоробиологии» (1934); «Расовая теория» (1937); «Введение в неврологическую психологию» (1938); «Вегетативная неравная система» (1946); «Основы нейрофизиологии» (1947); «Учебник антропологии» (1948); «Соединение души и жизни. Общедоступное введение в антропологию» (1950; «Биогенетика» (1952); «Естественнонаучная теория происхождения человеческого рода» (1953); «Геомеопатия в зеркале научных фактов» (1953); «Антропологическое учение о визуальной оптике человека» (1953); «Строение внутренних органов человека» (1954); «Метатехника. Антропологическое введение в учение о границах обработки измерительных данных» (1956); «Учение о наследственных патологиях нервной системы» (1962); «Таблицы для изучения близнецового метода в антропологи» (1962); «Человечество – естественная история происхождения его вариаций» (1966); «Размышления и наблюдения под развитием детей» (1970).

Следует особо отметить, что все вышеозначенные работы Шейдта это не мелкие тривиальные брошюры, которые сегодня ученые мужи изготавливают в огромных количествах, не отходя от персонального компьютера, но многостраничные монографии, составленные по всем канонам немецкого педантизма с привлечением обширного библиографического материала и результатов лабораторных исследований, в которых он непосредственно принимал личное участие. За каждой фразой автора ясно ощущается большая проведенная работа, внутренняя дисциплина и гражданская ответственность, что и оградило Вальтера Шейдта от злокозненных обвинений.

К его творческому наследию, которое, на наш взгляд, до сих пор во многом не утеряло своей актуальности, следует отнести еще несколько сотен научных журнальных публикаций, а также художественные литературные произведения в виде романов, новелл и рассказов. Именно это сочетание энциклопедических знаний с высоким качеством литературной отделки и придало такую историческую живучесть его творениям. При этом Вальтер Шейдт никогда не тяготел ни к каким формам эпатажа и дешевой популярности, очевидно, поэтому до сих пор не существует ни одной его биографии, хотя  менее значимые фигуры в истории науки удостаиваются объемных биографических исследований.

Уже только из перечня основных печатных работ В. Шейдта видно. Каков был реальный масштаб этой личности. Он внес существенный вклад в развитие современных представлений о строении тела различных рас, внутренних органов, эргономики и антропоэстетики. Он составил одни из первых карт распространения групп крови у европейских народов, а также связанных с ними наследственных заболеваний. Он занимался и вопросами экологического обоснования жизнеспособности рас в пределах ареалов их обитания. Но самое главное достижение ученого состоит в том, что он практически одним из первых в рамках академической науки построил единое синтетическое учение о биосоциальной природе человека.

Он обосновал степень развития культуры у той или иной расы в зависимости от концентрации в ней биологических носителей этой культуры, причем не на уровне поэтических обобщений, как это делали до него, но на основе статистических данных огромного количества специальных дисциплин. Он утверждал, что развитие культуры в той или иной расовой общности он ставил в прямое соответствие со степенью развития и эволюционного совершенства нервной системы носителей данной культуры. Как подлинный, ученый он никогда не рассуждал о «высших» и «низших» расах, о «плохих» и «хороших» народах, но только о степени концентрации культуросозидающих биотипов в той или иной исторической общности. Современные исследования в области расовых различий в интеллекте полностью подтвердили выдвинутые им первоначально научные положения.

Вальтер Шейдт создал всеобъемлющее фундаментальное направление – культуробиологию (kulturbiologie), основные тезисы которой сегодня присутствуют во множестве современных дисциплин, таких как этология, социобиология, биополитика и т. п. Культуры не берутся из ниоткуда, их происхождение и развитие, а также известная мера их стилистической сложности всецело обусловлены степенью функционального совершенства передаваемой из поколения в поколение нервной системы создателей каждой из них.

Предлагаемая современному русскому читателю книга «Всеобщая расология» Вальтера Шейдта, представленная лучшими главами, не потерявшими своей актуальности, была издана еще в 1925 году и иллюстрирует всю степень эрудиции автора и его литературного дарования. Немецкий ученый показал в своей работе, как можно простым и доходчивым языком писать о сложных вопросах эволюционной биологии Человека и его рас, как можно обсуждать острые дискуссионные вопросы, не скатываясь в идеологию и не оскорбляя ни чьих чувств и достоинства. Мы надеемся, что возвращение из небытия имени этого крупнейшего мыслителя ХХ века поможет современному поколению ученых, занимающихся исследованием целого комплекса наук о Человеке, повысить качество изложения своих дней, ориентируясь на такие замечательные труды, а всем не специалистам найти для себя ответы на интересующие их вопросы.
Владимир Авдеев

Комментарии закрыты.

[an error occurred while processing the directive]